Цветовая гамма
Размер шрифта
Изображения

Конституционный суд Российской Федерации: владельцы тепловых сетей не вправе отказаться от передачи по ним "чужого тепла"

Конституционный Суд Российской Федерации отказался принимать к рассмотрению жалобы (поданные независимо друг от друга) владельцев тепловых сетей, у которых нет – и не может быть – статуса теплосетевой организации. Но при этом их сети эксплуатируются теплосбытовой организацией (ТСО) для доставки тепла потребителями, чьи теплопотребляющие установки подключены к данным сетям.
17 апреля 2025, 14:09
Конституционный суд Российской Федерации: владельцы тепловых сетей не вправе отказаться от передачи по ним

Проблема для таких владельцев сетей состоит в том, что в соответствии с поправками в законодательство о теплоснабжении, принятыми в 2021 году, плата за пользование чужими теплосетями (которую ранее теплосбыт уплачивал владельцу сети, а соответствующие расходы учитывал в тарифах на тепло) полагается не всякому владельцу тепловой сети, а только такому, который соответствует специальным критериям и получил в связи с этим специальный статус теплосетевой организации. Для этих теплосетевых организаций органы власти устанавливают тарифы на услуги по передаче теплоэнергии по их сетям. Для остальных – нет.

 

Владельцы участков теплосетей, не имеющие статуса теплосетевой организации, находятся в сложном правовом положении:

 

с одной стороны, закон запрещает им препятствовать передаче по их тепловым сетям теплоэнергии для потребителей, подключенным к этим сетям,
с другой стороны, этот же закон запрещает им требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей.

 

Оба заявителя обратились с жалобами на то, что вынуждены нести бремя содержания своей собственности – своих тепловых сетей, но при этом лишены права использования их для предпринимательской деятельности и возмещения расходов на их эксплуатацию, что фактически равно изъятию имущества без возмещения соответствующих убытков и не соответствует статьям 8, 34 и 35 Конституции РФ.